Армия и основной инстинкт: из ранней истории проституции

Война – древнейшее «ремесло», которым занималось человечество. А проституция – древнейшая из профессий. Не правда ли, интересное совпадение? И, надо сказать, неслучайное. Убивать ближних своих люди научились, пожалуй, одновременно с освоением огня для приготовления пищи и обогрева родовых пещер. А получать материальные бонусы за сексуальные услуги, наверное, и того раньше. В любом случае, историки уверены, что воины и проститутки сквозь века шли вместе, так сказать, рука об руку. Ведь в солдаты призывались молодые мужчины, не умеющие (да и не желающие!) вести аскетический образ жизни и думать лишь о высоких материях.

Античные порядки

С осознанием обществом понятия «проституция» и с развитием правовых норм встал вопрос легальности продажной любви. Ее неискоренимость была обозначена еще древними греками. В связи с гибкостью тогдашней морали, секс за деньги воспринимался как вполне нормальное явление. Его просто пытались как-то контролировать с целью получения государством определенной прибыли.

Древнегреческую позицию в отношении проституток прекрасно продемонстрировал Солон, живший в VII-VI веках до н.э. Его почитают как политика, автора свода первых демократических законов. Чуть реже – вспоминают как поэта. Его достижения в общественной жизни так велики, что законодатель вошел в «семерку мудрецов» Эллады.

Древняя путана

Наверное, он действительно был умен и весьма практичен. Поскольку стал первым в истории человечества «сутенером». Солон массово скупал рабынь и предоставлял «в общее пользование», делая из них самых настоящих проституток. Воинам гарантировалось, что барышни будут «готовы к услугам сразу после внесения одного обола» (так называлась древнегреческая монета). Между прочим, процитированная формулировка вошла и в законодательный свод. А современные исследователи считают ее самым древним и самым точным определением проституции как явления.

Римский взнос в общее дело

В Древнем Риме проституция расцвела повсеместно и считалась вполне нормальным (более того, общественно полезным!) делом. Что неудивительно: Римская империя отличалась воинственностью. В самые мирные времена армейские ряды насчитывали минимум 100 тысяч солдат. А когда дело доходило до военных действий, они увеличивались втрое. При этом легионеры должны были отказаться от супружеских отношений. И что делать «молодым горячим парням»? Оставались только лупанарии, где практиковали так называемые «жрицы любви» (или проститутки), в противном случае неудовлетворенные и раздраженные воины начали бы устраивать бытовые стычки с применением оружия.

Кстати, термин «публичный дом» пришел к нам как раз из римского лексикона. И четко определял характер услуг, оказываемых в подобных заведениях – секс для всех. Поначалу лупанарии размещались вдоль городских стен, где традиционно строились легионерские казармы. Система оповещения была проста и доступна: у входа горели свечи по числу «ночных бабочек», у которых в текущий момент нет клиента. Так что, если дверной проем был темен, солдат направлялся к следующему публичному дому, чтобы не ждать, пока одна из гетер освободится.

Шлюхи в публичном доме

В походах без проституток дело тоже не обходилось. Надо же чем-то занять воинов в перерыве между кровопролитными сражениями. Так что шлюхи обязательно были весомой составляющей каждого обоза. Порой они становились даже чересчур значимыми, и нужно было принимать меры. Так военачальнику Сципиону пришлось устроить инспекцию войскового сопровождения и выгнать из обоза две тысячи «веселых девочек», расшалившихся настолько, что блуд стал оказывать влияние на дисциплину бойцов.

Проститутки сыграли определенную роль и в освоении новых территорий. Известны случаи, когда поселения продажных женщин около стационарных гарнизонов со временем становились обычными деревнями. Ведь от интима за деньги дети рождались так же, как от секса по любви. А легионеры по возрасту (если выжили в битвах) тоже принимали отставку. Равно как и проститутки, «выходившие на пенсию» на склоне лет.

Крестоносцы и «банная» проституция

Человеческие желания ограничить довольно трудно. Доказано, что войны способствуют не только перераспределению территорий и обновлению генома. Они еще и дают возможность ознакомиться с альтернативными культурными традициями. Так, крестоносцы, возвращающиеся из далеких походов, напомнили своим соотечественникам о банной проституции, надежно забытой со времен Великого переселения народов. Зато на Востоке совместные купания, сопровождающиеся отнюдь не целомудренным общением, были широко распространены. «Воины Господа» пришли в восторг от такой практики и начали активно внедрять ее на исторической родине, в Европе. Их инициатива была столь успешной, что некоторые авиньонские бани получили официальный титул борделей, где рыцари веселились с проститутками. А мэрии пришлось в связи с этим предпринимать меры. Собственно, единственной реакцией городских властей стал запрет на посещение купален духовными лицами и мужчинами, состоящими в браке. Так сказать, во избежание искушения и для предотвращения дальнейшего морального разложения.

Индивидуалки во время войны

Кварталы красных фонарей

К XIV в. публичные дома понемногу вернули свой легальный статус. Стали открываться заведения пикантной направленности, причем на отведенных специально для них улицах, поблизости от казарм и учебных заведений (разумеется, тех, где учились уже взрослые студиозусы). Такие бульвары со временем преобразовались в знаменитые «кварталы красных фонарей».

Сифилис – конец эпохе!

Расцвет домов терпимости закончился в XVI столетии. А все потому, что испанские и французские солдаты экспортировали в Старый Свет из Нового – сифилис. Уже в 1496 году, согласно мнениям историков, он принял характер эпидемии, а через столетие-полтора стал главной причиной смертности среди европейцев. Конечно, в тех случаях, когда речь не шла о потерях в ходе военных действий.

Нельзя сказать, что интерес к сексу с проститутками резко пошел на убыль. В конце концов, причины проваливания носа для большинства малограмотных людей так и остались неизвестными. Скорее, народ был склонен обвинять в проблемах ведьм, проклятия и порчу, не связывая «странные» болезни со случайными контактами. Однако медицина на месте не стояла и в годы ее преследования, так что со временем истоки проблем прояснились. Правда, для их устранения понадобились долгие десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *